Традиции Дона

Россия – многонациональная страна, богатая наследием. Если говорить о Ростовской области, то здесь народообразующим населением является казачество. Достаточно обратиться к истории, чтобы доказать это утверждение.

С 1920 года Ростовская область входила в Область Войска Донского. Следовательно, именно казаки и их родственники составляли основную часть коренного народа. Испокон веков складывались уникальные традиции и обычаи Ростова-на-Дону, связывающие людей. Так повелось: Россия крепка духом и единством.

Знать свои истоки…

Казачество распространилось не только по всей стране, но и по всей планете. Большинство, опасаясь последствий свержения царизма, эмигрировали за границу. Однако сейчас ростовская земля вновь объединяет людей, помогая восстановить корни. Сюда едут потомки тех казаков, которые когда-то покинули родину. Возвращаются, чтобы приобщиться к традициям, чтить обычаи, проникнуться самобытной культурой.

Зачем изучать донские традиции? Ответ на вопрос дает цитата: «Понимать происхождение – значит, понимать предназначение». Постигая древние обычаи, погружаясь в поэтичный фольклор былинных мест, уважая сложившиеся веками устои, человек заново открывает самого себя. Понимает, откуда пришел, каковы истоки местной культуры. «Без прошлого не бывает будущего» – так поговаривали на Руси.

Первоочередный источник культуры – фольклорные произведения, сохраненные мудрой молвой. Волшебные сказки, добрые песни, забавные прибаутки, оригинальные загадки хранят не только частички казачьей души, но и саму суть традиций Дона.

Фольклорные предания

Народная жизнь строится, опираясь на три вехи. Именно вокруг них образовалась обрядовая и религиозная деятельность. Речь идет о рождении, замужестве (свадьбе), смерти. Перечисленные события легли в основу фольклорного творчества донских казаков, как, впрочем, и других российских сословий. Подобная обрядность наблюдается повсеместно, но в Ростове-на-Дону она получила аутентичность.

Основа казачьей жизни – ратная наука. Вот почему местное устное народное творчество определяют как «фольклор ремесленников военного дела». Здесь сложены сотни суровых, трогательных песен, связанных с великими битвами, трудными походами. Описываются тяготы военной жизни, передаются печали жен, лишившихся кормильцев.

Однако донской фольклор нельзя назвать мрачным. Помимо военных песен, он представлен сотнями любовных, плясовых произведений. Начало отношений, свадьба, появление и крещение ребенка, проводы, смерть воспеваются ничуть не реже, чем ратные подвиги. Именно из УНТ человек узнает многое о народных верованиях. Детские потешки, заклички, загадки, прибаутки и другие творения короткой формы раскрывают широкую душу русского казачества.

Роды и новый человек

Первое событие, начинающие жизнь человека, – рождение. Донские казаки верили: ребенок – существо пограничное, которое в любой момент могут украсть или подменить злые духи. Обрядовые песнопения, приуроченные к этому таинству, защищали и закрепляли малыша в мире людей.

В Ростове-на-Дону складывались крепкие многодетные семьи. Разводы строго осуждались, измены порицались всем миром. Женщина воспринималась как хранительница очага, душа дома. Все хозяйство держалось на матери. Воспитание детей, забота о старшем поколении, уход за скотиной ложились на женские плечи. Девочек учили премудростям с ранних лет. Уже к пяти годам они полноценно помогали взрослым.

Мальчикам, как будущим воинам, оказывался почет. Когда в доме появлялся сын, всей общиной ему выделяли кусок земли – надел, основу родового гнезда. Родственники одаривали малыша оружием, дед преподносил шашку или ружье. Согласно традициям Дона, с мальчиком в семье появлялся защитник, славный воин. Однако новоиспеченные родители одинаково радовались и сыновьям, и дочерям.

Сегодня трепетное отношение ушло, как и многодетность. Не все помнят о таинственном смысле человеческого рождения и обрядах, с ним сопряженных. Далеко не каждая современная казачья семья имеет более двух ребятишек. Но вековые устои сбережены памятью народа.

Инициация – путь взросления

Инициация символизирует вхождение ребенка во взрослую жизнь. Проводилась по достижении мальчиками шестилетнего возраста. Величайшее событие организовывалось на главной площади около храма, – майдане.

Обряд проводили старейшины. Они сажали подросших мальчиков на скакунов и пускали лошадей галопом по кругу. Тот ребенок, который удержался в седле, получал звание «настоящего казака». Ему торжественно вручали красную ленту, символизирующую возмужание.

С обрядом инициации связано немало фольклорных произведений, в частности – песен. А те, кто хочет воочию наблюдать старинный обычай, посещают ежегодные донские казачьи игры под названием «Шермиции».

Свадебные поверья

С венчанием, свадьбой и замужеством связаны десятки традиций и обычаев Ростова-на-Дону. Невеста, как новорожденный, – пограничное существо, открытое миру мертвых. Девушку необходимо уберечь, укрыть от глаз нечисти. Для этого служили различные свадебные и венчальные песни, заговоры. Они сопровождались магическими действиями, задабривающими или прогоняющими злых духов.

Новобрачных выбирали родители. Обручению предшествовал обряд смотрин. Отец и мать жениха приезжали к отцу и матери невесты, чтобы сговориться. При этом, девушка показывала себя с лучшей стороны. Приветствовались скромность, природная красота, умение управляться с хозяйством, трудолюбие. И хотя основные вопросы решали родители, невесту все же спрашивали, по нраву ли ей жених.

Дату свадьбы и хлопоты, связанные с нею, обговаривали на обряде сватовства. Церковные браки заключались осенью или зимой. Особенное значение имела дата: главное условие – несовпадение с постами, иначе новобрачным не будет хорошей жизни.

Свадьбу проводила местная тамада, или сваха. Она знала все приметы, касающиеся замужества, и следила за выполнением обычаев. Свадебные гуляния проходили весело, размашисто, широко. Заканчивались церковным венчанием, где муж и жена давали обет всегда быть вместе, не покидая друг друга в счастье и беде.

Военная и погребальная обрядность

Военное дело – забота казака. Отдать голову, защищая родину, – настоящая награда, честь семьи. Множество фольклорных произведений связано с этой стороной казачьей жизни. Каждый поход предварялся церковной службой. Воины брали горсть священной родной земли, собирались в путь. Родители благословляли сыновей, жены подводили мужьям боевых коней. Взяв повод, казак перекрещивался, кланялся, прощался с семьей и уходил воевать.

Смерть – неотъемлемая часть жизни. Казачество относилось к ней спокойно, провожая скончавшегося человека в иной мир. Поминки, согласно церковному канону, проводились на девятый и сороковой дни.

Вокруг смерти сложился большой пласт обрядовой культуры. Многие стихотворные формы связаны именно с ней. До сих пор в память тех доблестных воинов, кто пострадал за русскую веру, ежегодно проводятся молебны. Они осуществляются во всех донских храмах.

Особенности донской кухни

Казачество – народ щедрый, гостеприимный. Радушно встретить человека, приветить, приютить до сих пор считается почетной обязанностью. Основное блюдо – вкусная, наваристая уха. На Донской земле сохранилось множество рецептов сытного рыбного супа.

Один из самых известных – уха станицы Елизаветинской, приготовленная на костре, с пряным «дымком». Ее вкус оценил сам император Николай II. Отведав блюдо, приготовленное Василием Кедровым, августейший настолько удовольствовался, что одарил донского казака золотой медалью за отвагу и храбрость, проявленную в войне с Японией.

Еще одно известное блюдо – жирный сазан. К нему всегда подавалось домашнее вино, ароматное и пьянящее.

Традиции Ростова-на-Дону и всей казачьей земли чтимы до сих пор. Они передаются из поколения в поколение, хоть уже и не имеют той удивительной сакральной силы.

Нашли неточность на странице?

Отправьте сообщение, и редакция портала обязательно отреагирует.